Александр Невский
 

2. Русь, Литва и Ливонский орден

В начале 50-х гг. XIII в. обостряются отношения Тевтонского ордена с Литвой. С момента объединения Тевтонского ордена и Ордена меченосцев (1237 г.) в Ливонский орден правящие верхи орденов стремились к завоеванию Жемайтии, лежавшей между орденскими владениями и препятствовавшей свободному продвижению из одной земли в другую. 50-е гг. XIII в. были весьма подходящим периодом для осуществления этой задачи, так как в то время, в условиях становления единой государственной власти в Литве, противоречия правительства Миндовга (Миндаугаса) с жемайтскими князьями переходят в феодальную войну. Осуществляя наступление на права жемайтских князей, отнимая земельную собственность у местных династов, Миндовг отправил Тевтивила, Едивида и их дядю Выкинта, фактически изгнав их из Жемайтии, воевать на Русь, ослабленную, как он считал, в результате татаро-монгольского нашествия, обещая пожаловать им в держание то, что им удастся завоевать. Поход жемайтских князей затронул Полоцкую и Витебскую земли и северную часть Смоленской земли. Литовские войска были разбиты, а жемайтские князья бежали ко двору Даниила Галицкого, с которым они были в родстве. Галицкий князь счел момент удобным для организации широкого наступления на Литву. Однако польские князья, дав обещание принять в нем участие, на деле от него уклонились.

Решение Миндовга осуществлять наступление на русские земли, а не выступать в защиту прусских земель и Жемайтии от посягательств Тевтонского ордена, послужило поводом к созданию союза галицких и жемайтских князей с Орденом.

Однако правительство Миндовга было неплохо информировано о политической обстановке в Прибалтике и, в частности, об острых противоречиях между Орденом и Ригой. Литовский князь вступил в переговоры с ливонским магистром Андреасом Стирландом и, приняв крещение, склонил его на свою сторону, таким образом выведя Ригу из игры.

Попытка соседних держав использовать феодальную войну в Литве для уничтожения ее независимости закончилась провалом. Правительство Миндовга смогло не только сохранить свою власть над Аукштайтией и Жемайтией, но и распространить свое влияние на Черную Русь, Полоцкую и Пинскую земли.

Текст публикуется по изданию: ПСРЛ/ІІ: 815—818.

[1252] <...> и посла на нѣ вои своѣ. хотя убитии я. онѣма же увѣдавшима. и бѣжаста ко князю Данилу и Василкови. и приѣхаша во Володимеръ [1]. Миндогови же приславшю слы своя. река не чини има милости. не послушавъшима има. Данилови и Василкови. зане сестра [2] бѣ ею. за Даниломъ. потом же Данило. сгада с братомъ си. и посла в Ляхы [3] ко княземь. Лядьскьмъ река яко время есть. христьяномь. на поганѣѣ. яко сами имѣють рать межи собою. Ляхове же обѣщашася нъ нѣ исполниша. Данилу же и Василку пославшима Выкыньта [4]. во Ятвязѣ [5]. и во Жемоитѣ [6]. ко Нѣмцемь в Ригу [7]. и Викынтъ же убѣди я. серебромъ. и дарми многими. Ятвязѣ и полъ

Жеимоити Немцем же отвѣщавшимъ Данилу, яко тебе дѣля миръ створимъ. со Выкынтомъ. зане братью нашу [8] многу погуби. обѣщаша же ся Немци. братья ити на помощь. Тевтивулу. <...> потом же присла Выкынтъ рекыи. яко Нѣмцѣ хотять востати на помощь Тевтивилу и посла Данило. Тевтивила и помочь собѣ. и с нимь Русь. и Половцѣ. и многое воевание бысть межи ими. оттуда же Тевтивилъ. иде с полономъ Даниловымъ в Ригу. и прияша Рижани с великою честью. и крещенъ бысть. увѣдав же се Миндого. яко хотять ему помогати. Божии дворянѣ [9]. и пискупъ. и вся вои Рижкая. и убоявся посла таинѣ. ко Андрѣеви мастеру. Рижьску [10]. и убѣди и дарми многими. сирѣч умоли его. послалъ бо бѣ злата много и сребра. и сосудъ серебреныи и златыи и красныи и конѣ многы. рекыи ащь убьеши и женеши Тевтивила. и еще болша сих приимеши. оному же рекъшу. не можеши избавленъ быти. аще не послеши к папѣ. и приимеши крещения. не одолѣеши врагу. дружбу имѣю к тебе. о злѣе. зла златомъ ослѣпихъ очи свои. имже нынѣ пакы от нихъ бѣду приемлеть <...> Тевтивилу же исповѣдѣ пискупъ. и пребощь. Вирьжань. сожалишаси по немь. вѣдяху бо аще Тевътивилъ. не бы изгнанъ. Литовьская земля в руку бѣ ихъ. и крещение неволею прияли быша. си же вся некрестьяных Литву створи Андрѣи. и изгнанъ бысть сану своего от братья. Тевтивилъ же прибѣже во Жемоить. ко вуеви своему Выкынтови поима Ятвязѣ и Жемоить и помощь Данилову. иже бѣ далъ ему Данилъ древле иде на Миндогва. Миндъвгъ же собрался бѣ. и умысливь же собѣ. не битися с ними полкомъ. нъ вниде во град. именемь Ворута [11]. и высла шурина своего [12] нощь. и розгнаша и Русь и Ятвязѣ. наутрѣя же выѣхаша Нѣмцѣ. со самострелы и ѣхаша на нѣ Русь с Половци [13] и стрѣлами. и Ятвязи со сулицами. и гониша-ся на поли подобнои игрѣ оттуда же вратишеся. во Жемоить. <...>

Комментарий

1. Володимеръ — Владимир-Волынский, на правом берегу р. Луга, притоке Зап. Буга.

2. Сестра — Анна Мстиславна, двоюродная сестра Тевтивила и Едивида.

3. Ляхы — Польша.

4. Выкыньта — Выкинт, князь Жмудский (Жемайтский), родственник Миндовга, Тевтивила и Едивида. Миндовг был женат на сестре Выкинта.

5. Ятвязѣ — см. прил. док. 1, ком. 1 и док. 3, 3, ком. 1.

6. Жемоитѣ — жемайты, древнее племя в западной части Литвы.

7. Ко Нѣмцемъ в Ригу — Рига была городом архиепископа Ливонии.

8. Братья — рыцари Ливонского ордена.

9. Божии дворянѣ — рыцари Ливонского ордена.

10. Андрѣеви мастеру Рижъску — Андреас Стирланд (фон Штирланд), магистр Ливонского ордена (1247—1253) [Turnier 1954: 618].

11. Борута — крепость Борута в Литве.

12. Шурина своего — вероятно, имеется в виду Довмонт [ЛДР: 591].

13. Половци — половцы. См. прил., док. 3, 3, ком. 7.

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика